Пролетарская газета 
    Интернет-версия

№24 '2004 г.

Содержание:

1. Жизненная необходимость классовой организации рабочих

2. Информация с мест

3. О русской интеллигенции

4. Бесланская трагедия

5. Германия

6. Китай

7. Казахстан

8. Латвия

9. Социал-демократические организации Петербурга 80-х годов XIX века

 

 Cкачать этот номер полностью: 
word.doc    word.zip    htm.zip

Читать:
предыдущий №    следующий №
свежий номер

 

ГЛАВНАЯ

НОМЕРА

НОВОСТИ

ЛИСТОВКИ

ИЗДАНИЯ

КОНТАКТЫ

   

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕТЕРБУРГА 80-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Раздел первый

Рабочее движение и начало распространения

марксизма в России

(Окончание. Начало в N 23)

Развитие капитализма в России, рост рабочего движения и создание первых рабочих организаций подготовили почву для распространения марксизма. Отдельные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса были известны в России уже в конце 40-х годов века. Однако их влияние в 40-50-е годы на общественную мысль в России было весьма ограниченным.

«В течение около полувека, примерно с 40-х до 90-х годов прошлого века, передовая мысль в России под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма искала правильной революционной теории, следя с удивительным усердием и тщательностью за каждым «последним словом» Европы и Америки в этой области». (В. И. Ленин, ПСС, т. 31, стр. 9).

В 60-е годы XIX века в журнале «Современник» появилась статья Н. В. Шелгунова, в которой популярно излагалась работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В ряде других статей Шелгунов писал о социализме и рабочем движении. Статьи Шелгунова с интересом читались передовыми рабочими. Это свидетельствовало о начале политического пробуждения российского пролетариата.

В 1869 году появился на русском языке «Манифест Коммунистической партии», а через три года — первый том «Капитала». Появление на русском языке ряда работ Маркса и Энгельса послужило толчком для дальнейшего распространения марксизма в России.

В 1871 году была опубликована работа профессора Киевского университета Н. И. Зибера, в которой излагались основы экономической теории Маркса. «При чтении этой ценной книги западноевропейского читателя особенно поражает последовательное проведение раз принятой чисто теоретической точки зрения» (К. Маркс, «Капитал», т. I, Послесловие к 2-му изданию, стр. 14). В 1872 году в пятом номере «Вестника Европы» была опубликована статья «Точка зрения политико-экономической критики К. Маркса», где излагался диалектический метод Маркса. Автором этой статьи был профессор Петербургского университета И. И. Кауфман. Публикация была оценена Марксом как одно из лучших изложений диалектического метода.

Люди, первыми переводившие работы Маркса на русский язык, не были марксистами, как и те, кто в тот период излагал марксизм на русском языке.

В начале 80-х годов XIX века переводом работ Маркса и Энгельса на русский язык занималось «Общество переводчиков и издателей», организованное передовым московским студенчеством. Их издания распространялись среди революционных организаций Центральной России и Украины. Властям удалось выявить и разгромить московское «Общество», которое так и не сумело широко развить свою деятельность.

Начало целеустремленного распространения марксизма в России связано с деятельностью группы «Освобождение труда» и первых социал-демократических кружков. С первых же шагов марксизму в России пришлось выдержать жестокую борьбу с народничеством, являвшимся главным идейным врагом на пути его распространения. Группа «Освобождение труда» нанесла первый серьезный удар по народничеству, выступив в защиту марксизма.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшее в России на буржуазно-демократическом этапе антифеодальной борьбы в 1861-95 годы и отражавшее интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма, народничество выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против капиталистического пути развития России. Программные установки народничества предусматривали радикальные социальные меры по ликвидации помещичьего землевладения, обеспечивающие наделение крестьян землей и установление народного правления. В основе идей «крестьянского социализма» лежала вера в особый общинный уклад жизни русского крестьянства, в возможность крестьянской социалистической революции. В народничестве с самого момента его зарождения наметились два направления — революционное и либеральное.

В 60-80-е годы XIX века революционные народники разными путями стремились к осуществлению крестьянской революции. Наиболее видными идеологами революционного народничества в 70-е годы были Бакунин, Лавров и Ткачев. Считая русского крестьянина «прирожденным социалистом», Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов — против частной собственности, государства и церкви. Лавров считал необходимым для организации восстания длительную революционную пропаганду среди народных масс, а также обширную теоретическую и нравственную подготовку профессиональных революционеров. Ткачев исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечет массы в социалистическое переустройство общества. За время своего существования революционное народничество претерпело ряд программно-тактических и организационных изменений.

В 1878 году возникла народническая организация «Земля и воля». Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую В. И. Ленин назвал «превосходной» для своего времени и «образцом» для революционеров вообще. «Земля и воля» перешла от «бродячего хождения в народ» к оседлым деревенским поселениям. Эта тактика тоже не дала ожидаемых результатов. Большинства народников стало убеждаться в необходимости перехода к политической борьбе с царизмом.

В августе 1879 года в результате внутренних принципиальных разногласий «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации — «Народную волю» и «Черный передел».

Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали большой шаг вперед. Однако при этом они остались социалистами-утопистами, полагая, что придти к социализму возможно через крестьянскую революцию. В подготовке восстания и его осуществлении народовольцы главную роль отводили революционному меньшинству. Народные массы по их убеждению должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», трактующий политическую борьбу как заговор. С развитием и обострением политической борьбы в их деятельности стал преобладать политический террор. Несостоятельность программных установок «Народной воли», ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористических методов борьбы неизбежно привели народовольцев к краху.

Деятельность «Черного передела» сохранила в основном пропагандистский характер.

В середине 80-х годов XIX века революционное народничество в целом вступило в полосу серьезного идейного и организационного кризиса. В результате в этот период стало преобладать либерально-народническое направление, которое проводило оппортунистическую линию, намереваясь «улучшить» положение крестьянства при сохранении основ феодального строя. В конечном счете, народничество исчерпало свою революционность и было разгромлено марксизмом.

25 сентября 1883 года бывшие члены организации «Черный передел» объявили об образовании группы «Освобождение труда», в которую вошли Г. В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В. Н. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов. Большое влияние на них оказало предшествующее развитие передовой русской общественной мысли и практическая несостоятельность господствовавших в революционном движении России народнических направлений.

Переход Плеханова на марксистские позиции состоялся в эмиграции в 1880-83 годы, когда он и его товарищи ближе познакомились с западноевропейским рабочим движением и с трудами основоположников марксизма. Глубокое изложение марксистских воззрений и их применение к России были даны в первых программных работах Плеханова и в двух проектах программы, разработанных группой «Освобождение труда» (Г. В. Плеханов, Соч., т. II).

Деятельность группы «Освобождение труда» выразилась главным образом в литературной пропаганде марксизма:

1. Распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык важнейших произведений школы Маркса и Энгельса и оригинальных сочинений для читателей различных степеней подготовки.

2. Критика господствовавших в среде революционеров того периода утопических учений и разработка важнейших проблем русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России.

Задача, которую взяли на себя первые русские социал-демократы, была нелегкой, так как влияние «Народной воли» на революционную молодежь было еще велико, а рабочее движение только зарождалось.

Работы Плеханова «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» сыграли выдающуюся роль в борьбе с народничеством в России. В своих работах Плеханов изложил основные положения марксизма, показал применимость их к условиям России, доказал несостоятельность и утопичность теорий народников, подверг критике их концепции об особой судьбе России, показал, что капитализм в России уже развивается, что нарождающийся пролетариат является ведущей силой в революционной борьбе. «Плеханов указал русским революционерам их задачу — создание революционной рабочей партии, ближайшей целью которой должно быть ниспровержение царизма» (В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 242).

Однако Плеханов не сумел дать четкого анализа классовых корней народничества, его социальной почвы и исторической обусловленности. Это сделал в 90-е годы XIX века Ленин. В его работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Развитие капитализма в России» и других были подвергнуты глубокому анализу экономические отношения в России, завершен идейный разгром народничества. Ленин создал марксистскую концепцию истории народничества и вскрыл его классовую сущность. Он доказал антинаучный характер взглядов народников, в основе идеологии которых лежал субъективный идеалистический подход к проблемам развития общества, отрицавший понятие исторической необходимости. Ленин подчеркнул значение революционного народничества как предшественника русской социал-демократии. Ленин разоблачил либеральных народников как мнимых «друзей народа», утративших революционные традиции. Он доказал, что народничество, бывшее в свое время прогрессивным общественным явлением, стало к 90-м годам XIX века реакционным. Разоблачение Лениным идеологии народничества способствовало окончательному утверждению марксизма в российском революционном движении.

Плеханов в своих трудах неоднократно подчеркивал огромное значение революционной теории для рабочего движения. «Ведь без революционной теории нет революционного движения в истинном смысле этого слова… Революционная по своему внутреннему содержанию идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире» (Г. В. Плеханов. Соч., т. II, стр. 71).

В. И. Ленин высоко оценивал труды Плеханова по философии. «… Уместным мне кажется заметить для молодых членов партии, что нельзя стать сознательным настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все написанное Плехановым по философии, ибо это есть лучшее во всей международной литературе марксизма» (В. И. Ленин. Соч., т. 32, стр. 73).

Наряду с трудами Плеханова в серии книг, издаваемых группой «Освобождение труда» под общим названием «Библиотека современного социализма», в сборнике «Социал-демократ» и в «Серии популярных брошюр для рабочих» публиковались труды других членов группы «Освобождение труда».

Группа «Освобождение труда» установила связи с рядом руководителей социал-демократических партий Германии, Франции и Англии и вела с ними оживленную переписку.

В 1889 году на Первом конгрессе II Интернационала Плеханов, представляя русскую социал-демократию, выступил с речью, а на Третьем конгрессе он выступал уже в качестве докладчика. Так было положено начало связям русской социал-демократии с международным рабочим движением.

Весьма важным документом группы «Освобождение труда» является ее проект программы. Второй проект программы, изданный в 1888 году, стал шагом вперед в развитии социал-демократического мировоззрения.

Проект программы группы «Освобождение труда» утверждал, что пролетариат является единственным и самостоятельным борцом за социализм, что русские социал-демократы должны считать первой и главнейшей своей обязанностью образование революционной рабочей партии, что победа пролетарской революции вызовет самые коренные изменения во всем складе общественных и международных отношений. Программа выдвинула ряд конкретных экономических требований в интересах рабочих и крестьян. В программе указывалось на необходимость борьбы за свержение царского самодержавия, борьбы за политические свободы, за осуществление всеобщего избирательного права, за всеобщее и обязательное образование и так далее.

По словам В. И. Ленина, программа группы «Освобождение труда» сформулировала два основных положения русской социал-демократии (В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 262):

1. Сущность социал-демократии - в организации классовой борьбы пролетариата с целью завоевания политической власти, передачи всех средств производства в руки общества и замены капиталистического государства социалистическим.

2. Задачей русской социал-демократии является создание рабочей революционной партии, ближайшей целью которой должно быть уничтожение царского самодержавия, завоевание политических свобод.

Однако группе «Освобождение труда» был присущ ряд принципиальных ошибок. Одной из серьезнейших теоретических ошибок группы явилась недооценка роли крестьянства как союзника пролетариата. Плехановцы считали, что пролетариат и «мужичок» являются политическими антиподами. Неверной была также их оценка роли буржуазии. Признавая необходимость демократической революции, Плеханов неверно представлял расстановку классовых сил — недооценивал роль крестьянства и переоценивал буржуазию. «Кроме буржуазии и пролетариата мы не видим других общественных сил, на которые могли бы у нас опираться оппозиционные силы или революционные комбинации» (Г. В. Плеханов. Соч., т. 3, стр. 119).

Кроме того, в программе группы «Освобождение труда» отдается дань индивидуальному террору, говорится о государственной помощи производительным ассоциациям, выдвигается ошибочное требование прямого народного представительства.

Несмотря на ряд ошибочных положений, Ленин все же считал программу группы «Освобождение труда» стоящей на уровне современной социал-демократической теории. Она была более выдержана в марксистском духе, чем программы других западноевропейских рабочих партий.

Деятельность группы «Освобождение труда» и первых марксистских кружков в России означала, что марксизм стал течением русской общественной и революционной мысли. Марксизм упорно проникал в Россию, завоевывая на свою сторону все новых и новых сторонников. Однако задача окончательного разгрома народничества, задача соединения социализма с рабочим движением, создания партии нового типа была теоретически решена только Владимиром Ильичем Лениным.

Одновременно с группой «Освобождение труда» стали появляться и другие социал-демократические организации, сыгравшие большую роль в деле воспитания передовых рабочих, в деле распространения марксизма в России. Появились марксистские кружки в Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Риге, Вильно, Ростове-на-Дону. Важнейшую роль в движении революционной мысли от народничества к марксизму сыграло нарастание борьбы российского пролетариата.

В 1883 году в Петербурге была создана социал-демократическая группа «Партия русских социал-демократов». Одним из ее организаторов был студент Петербургского университета болгарин Димитр Благоев (в будущем основатель Коммунистической партии Болгарии). Эта организация объединяла передовых студентов Университета, Технологического и Лесного институтов. Силами этой группы было создано значительное число рабочих кружков, преимущественно на крупных заводах. Рабочие кружки были созданы на Выборгской стороне, на Петербургской, на Васильевском острове. Для обслуживания кружков благоевцы создали несколько библиотек-летучек с подбором соответствующей литературы. Благоевцы предприняли попытку издавать свой печатный орган. Им удалось организовать типографию и выпустить два номера газеты «Рабочий». Третий номер не был издан, так как полицией была разгромлена типография и начались аресты.

Группа Благоева разработала свой проект программы и направила его в группу «Освобождение труда» с просьбой обсудить и подвергнуть критике. Несмотря на наличие элементов народничества, программа благоевцев признавала неизбежность развития капитализма в России, признавала рабочий класс в качестве главной революционной силы и утверждала необходимость политической борьбы. В проекте программы говорилось об общенародном характере революции рабочих и крестьян. Благоевцы видели необходимость создания самостоятельной рабочей партии и отстаивали интернациональные позиции в революционной борьбе.

Группа «Освобождение труда» высказала свою критику в адрес проекта программы группы Благоева, направила ряд статей во второй номер газеты «Рабочий» и отправила транспорт с литературой. В конечном итоге группа Благоева приняла программу группы «Освобождение труда». Благоевцы не были связаны с рабочим движением, но создание ими ряда рабочих кружков и пропагандистская деятельность сыграли положительную историческую роль в деле распространения марксизма в России. В 1887 году «Партия русских социал-демократов» была разгромлена царской властью и прекратила свое существование.

В 1886 году в Петербурге была создана социал-демократическая организация «Товарищество санкт-петербургских мастеровых», поставившая своей главной задачей пропаганду марксизма среди питерского пролетариата. Ее организатором был Павел Точисский.

Во второй половине 80-х годов XIX века в Казани Н. Федосеев создал марксистский кружок. В его работе принимал участие В. И. Ленин. В 1882 году Ювеналий Мельников создал социал-демократическую группу в Харькове. Царская власть выслала Мельникова в Киев, но и там он создал аналогичную социал-демократическую организацию. Одновременно в Ростове-на-Дону по инициативе Мотовилова был создан социал-демократический кружок. Узнав об этом, Ю. Мельников попытался установить контакт с ростовскими кружковцами.

В конце 80-х годов XIX века в Петербурге под руководством Михаила Бруснева была создана социал-демократическая организация, которая вошла в историческую литературу под названием «Социал-демократическая организация Бруснева».

80-е и начало 90-х годов XIX века были тем периодом, когда в России создавались первые социал-демократические кружки и группы, сыгравшие большую роль в деле воспитания передовых рабочих, в изучении и распространении марксизма. Первые марксистские кружки и группы внесли неоценимый вклад в дело создания условий для перехода ко второму этапу в развитии российской социал-демократии — соединению социализма с рабочим движением. Начало второго этапа связано с созданием ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

Раздел второй

«Товарищество санкт-петербургских мастеровых» — группа Точисского

Продолжение в следующем номере

Р. Казакевич

(Печатается с N 23)

Гостевая книга

Форум

   

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz